Репутация мастеров

Делать своего клиента другом учат лишь в сетевом маркетинге. Только сохраняя добрые отношения с покупателем, можно надеяться, что у тебя закажут товар повторно. Казалось бы, золотое правило для всех, кто занимается бизнесом – особенно мелким, и особенно в маленьком населенном пункте. Ан нет!

 

На наших лозовских просторах в так называемом бизнесе мелких мастеров все с точностью до наоборот. В 90 случаях из 100 здесь действует принцип славянской цыганщины – наразгильдяйничать и обмахлевать. Не докрутить клиенту на СТО колеса? Втюхать ему старую деталь? Запросто. Заменить заказчику сточную трубу и поставить шкафчик с мойкой на строительный мусор? Да, пожалуйста! Пусть сами все заново разбирают и вытаскивают оттуда им не нужное. Взять задаток и ткань на пошив блузки и «срочно уехать в Россию»? Раз плюнуть! Пустить тренировки детей на самотек, но при этом регулярно брать за это с родителей деньги? Легко!

Но если даже люди нормально делают свою работу (в идеальном случае), то это либо неоправданно дорого, либо неоправданно долго. А чаще всего и то, и другое. При этом к тебе относятся как к человеку, с которого нужно сейчас отжать по максимуму, как будто ты последний клиент в их жизни. А потом фраза на прощание: «Если что, обращайтесь».

Вот только обращаться больше не хочется. И начинаешь удивляться. Городок у нас маленький. Реклама у «не пришитых» к фирме мастеров из уст в уста. Тут бы, наоборот, дорожить своими клиентами и репутацией. Учиться выстраивать взаимовыгодные отношения с заказчиком. Вместо этого мы плачемся на тяжкую жизнь и требуем, чтобы эта самая репутация была безупречной только у президента и правительства, как будто они не из нашего народа вышли.