Картины в жанре весенний пейзаж

 

Появление пленэрной живописи раздвинуло жанровые рамки — если ранее на картинах доминировал человек, то с конца XVIII века стало появляться огромное количество работ, где главным действующим лицом была природа.

Романтизм

Течение предпочитало естественность и свободу самовыражения. Сюжеты пейзажей в стилистике романтизма содержали наиболее эмоциональные и яркие природные явления — от грозы в горах до прихода весны.

В 1814 году немецкий патологоанатом Карл Густав Карус на волне романтизма создает свой «Весенний пейзаж». Картина https://kyiv.gallery/ru/kartiny/peizazh/vesenniy-peyzazh-vesna изображает начало марта с еще привычной распутицей и изогнутыми деревьями, но уже содержит чувственный элемент — цветущую иву на фоне чистого голубого неба.

Спустя несколько лет Фердинанд Георг Вальдмюллер пишет «Раннюю весну в Венском лесу» — несмотря на присутствие людей, выделяется яркая природная доминанта в виде залитой солнцем поляны на фоне еще голых деревьев и ярко-голубого неба.

Реализм

Задачей реализма была передача энергии мгновения в максимально натуралистичной форме. Пейзажная живопись за счет этого получила очередной толчок к развитию.

Жан Франсуа Милле написал свою «Весну» пастелью. Сюжет изображает цветущие деревья на фоне радуги при еще темном после грозы небе. Простота композиции компенсируется свежестью и богатством красок. По мнению многих экспертов, эта работа, изображающая конец апреля, стала одним из предвестников появления импрессионизма.

«Река весной — пейзаж» картина Петера Мёрка Мёнстеда пишется маслом в переходном стиле, близком к идеализированному реализму. Динамика, крупные тени и строгая перспектива еще свидетельствуют о приоритете сходства с природным оригиналом, но прозрачный свет и яркие мазки уже возвещают переход к новым течениям.

Тот же сюжет и переходные нотки присутствуют на картине А. Куинджи «Ранняя весна».

Импрессионизм и постимпрессионизм

Уже с первого момента появления, графические предложения импрессионизма стали провокацией академизма. В своих работах художники пропагандировали свет и цвет, их совместимость и взаимодействие. Для обозначения фактуры залитой солнцем листвы начал использоваться мастихин.

Весенний пейзаж в картинах художников-импрессионистов:

Клод Моне. Художник изучал физические принципы преломления света. Из этой страсти возникает необходимость рисовать непосредственно на улице. Его пейзажи «Весна» и «Весна в Живерни» — настоящие хроматические исследования цвето-световых комбинаций и соответствий.

Огюст Ренуар — пропагандировал возвышенность и емкость цветов, которая проявляется при обновлении природы. Его картина «Весна в Шату» — яркий пример пейзажа, передающего настроение.

Винсент Ван Гог — по праву считается главным творцом «весенних» картин. Серия его пейзажей с цветущими садами абрикосов, персиков и слив завершается работой на фоне города — «Цветущий фруктовый сад с видом на Арль». Эта серия началась с создания «Веток миндаля», которые художник хотел подарить своему брату как символ прекрасной новой жизни, и, помимо изображений уличной природы, содержала натюрморты с распускающимися цветами.

Камиль Писсарро — один из первых импрессионистов, создал «Весну в Понтуазе», вдохновленный сочными природными тонами. Цветущее дерево и город на заднем плане теряются на фоне безбрежного неба.

Норвежский ландскейпер Фриц Таулов считал воду главным «живым» элементом своих работ. Ручьи и водоемы присутствуют почти на каждом шедевре его кисти — «Горная речка», «Весенний речной этюд».

Импрессионисты считали, что свет диктует изменение цвета, а тот меняет яркость и рассеивается в зависимости от состояния освещения, заставляя формы «звенеть».

Символизм и фовизм

Двадцатый век подарил новые имена ландскейперов, творения которых получили глубинный смысл. Они начали нести в себе иные идеи, помимо отображения красоты природы или символики обновления.

Яркий пример — «Весна» французского символиста Одилона Редона, живопись его «цветного» творческого периода. На холсте извивается старое дерево и прижавшаяся к нему обнаженная девушка. Работа пропитана пронзительным драматизмом, сюжет депрессивен, несмотря на майское цветение.

Другой шедевр с тем же названием принадлежит кисти Казимира Малевича — жизнеутверждающий и радостный, написанный в стиле фовизм с его упрощенными формами и очертаниями. Это изображение — лишь малая веха на пути, ведущем Малевича к чистому супрематизму.

Украинская живопись на тему весны

Современное украинское искусство обширно представлено в онлайн-галерее Kyiv.gallery. Этот проект помогает выявить новые таланты и громкие имена среди тех мастеров, кто ранее был лишен возможности представлять свои работы на суд зрителя в силу негласных правил арт-рынка, который сосредотачивался на ведении и дальнейшем возвышении уже «готовых» звезд. Теперь их работы можно не только увидеть, но и приобрести.

Выделяются следующие имена:

Юрий Кутилов — выпускник Национальной академии изобразительного искусства. Пишет виды Киева, Крыма и Черниговщины.

Елена Саченко — символизм на грани абстракции, создает яркие сюжеты с подснежниками, сиренью на витых улочках.

Дмитрий Кравец — специализируется на выявлении природной красоты, сюжеты включают массу эмоциональных деталей, независимо от направленности. Дмитрий пишет зелень на фоне церквей и речушек.

Применяемая техника разнообразна — масло, акрил, гуашь. Стилистические направления — от реализма до абстракционизма.