Принцип перевернутой пирамиды в журналистике

Журналисты и новостные издания вынуждены вести сложную борьбу за внимание читателей. Сегодня значительная часть информации распространяется через интернет, причем пользователи зачастую попадают на сайты СМИ с ленты в социальных сетях. Таким образом автору материала нужно придумать, как привлечь посетителей буквально несколькими словами. Именно по такому принципу создан, к примеру, Twitter, где можно размещать лишь небольшие текстовые заметки с ограниченным количеством символов.

Что такое перевернутая пирамида

Именно на примере Твиттера данный принцип объяснить легче всего. Если вы пишете про дорожные происшествия, политические события или новости науки, самое интересное должно содержаться именно в заголовке и первых двух-трех предложениях. Перевернутая пирамида — это метафора, обозначающая способ подачи материала:

  • в самом начале содержатся сведения, больше всего заслуживающие внимания аудитории;
  • далее в тексте следуют важные подробности;
  • другая менее важная информация, касающаяся того или иного события;
  • фон или менее значимые данные.

То есть, описывая дорожно-транспортное происшествие в Киеве, можно начать с перечисления каких-то деталей: во вторник, такого-то числа, на пересечении центральных улиц и пр. С большой долей вероятности подобную заметку большинство пользователей попросту пропустит.

Если же начать необычно и акцентировать внимание на важных подробностях, вы добьетесь увеличения посещаемости сайта: «Мерседес депутата Киеврады вылетел на автобусную остановку…» Новость вызовет резонанс, поскольку у читателей появится возможность порассуждать о том, как депутаты нарушают правила дорожного движения, и их за это никто не наказывает.

Чего нужно избегать

Среднестатистический пользователь соцсетей не готов тратить время на чтение и переваривание больших объемов информации. То есть длинную статью он, скорее всего, не дочитает до конца. Многие журналисты, к тому же, грешат применением псевдонаучного стиля, они используют много сложной лексики, делают какие-то непонятные и нелогичные выводы.

Конечно, при подаче сложного материала, например из области науки, политики или экономики, необходимо использовать специальную терминологию. Но статью нужно писать так, чтобы каждый понял, что это в какой-то мере касается и его лично: «Готовы платить за отопление больше? Именно этого добиваются депутаты принятием очередной поправки.»

 

____________________

На правах рекламы