Электронная проверка: как это будет?
Глава 8 II раздела Налогового кодекса Украины, определяет какие проверки субъектов хозяйствования могут проводиться налоговой службой, порядок их проведения, оформление результатов. Законом от 22.11.2012г. № 5503-VI внесено ряд изменений в эту главу, в частности, введено понятие «электронная проверка».
Электронные проверки будут внедрены поэтапно:
— для налогоплательщиков применяющих упрощенную систему налогообложения (единый налог) – с 01.01.2014 г.;
— для субъектов хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса – с 01.01.2015 г.;
— других налогоплательщиков — с 01.01.2016 г.
Документальная невыездная внеплановая электронная проверка может проводиться на основании заявления налогоплательщикам с незначительной степенью риска, органом налоговой службы, который принял его на налоговый учет. Критерии, по которому субъекты хозяйствования разделены на 3 категории по степени риска (высокий, средний и незначительный), определен Методическими рекомендациями по составлению графика документальных проверок, утвержденными приказом налоговой службы Украины №190.
Таким образом, электронная проверка будет проводиться во внеплановом порядке по инициативе самого налогоплательщика, что должно быть оформлено его заявлением. Такое заявление подается за 10 календарных дней до ожидаемого начала проведения электронной проверки. Во-вторых, право на инициирование электронной проверки имеют только налогоплательщики с незначительной степенью риска.
Основное преимущество электронной проверки состоит в том, что если по результатам проверки установлено занижение суммы налогового платежа, то налоговый орган не доначисляет сумму налогов с финансовыми санкциями. Плательщик подает уточненную декларацию в порядке в установленному Налоговым кодексом, с уплатой штрафа в размере 3% от недоплаты и пеню.
Если же в результатами проверки плательщик не согласен, он имеет право оспаривать ее результаты в общем порядке.