В специальной литературе вы найдете многочисленные статьи, подтверждающие превосходство синтетических моторных масел над минеральными. Однако, изучив их, становится понятно, что именно они в основном и рекламируются. Главным героем таких публикаций обычно является только одна какая-либо конкретная синтетика, она всегда является лучшим продуктом, потому что наиболее эффективно защищает двигатели зимой и летом, во время дождя, града и метели. Существует только одно объяснение того, откуда берутся такие магические свойства. Можно подозревать, что в основном из маркетинговой политики производителя этого масла.
Очевидные преимущества
Более рациональным и убедительным объяснением продавцов или дистрибьюторов, что синтетические масла – лучшие, является то, что они наиболее выгоды благодаря максимальной прибыли. Тем не менее, в более существенных исследованиях написано о том, что синтетическое масло с низкой вязкостью быстрее попадает в самые дальние места двигателя, даже в самых тяжелых условиях, и снижает расход топлива. Между тем, эти свойства зависят от марки, вязкости соответствующего продукта. И, например, минеральное масло SAE W-20, произведенное в Японии, будет так же быстро проходить через двигатель при температуре -40, как и моторное масло 10w 40. Внутреннее сопротивление в масляном слое, разделяющем элементы, взаимодействующие при высокой температуре, которые определяются летним классом вязкости, оказывает наибольшее влияние на расход топлива.
И опять же, может показаться неожиданным, что экономия топлива при использовании минерального масла 10W-30 будет почти такой же, как и у синтетического 5W-30, потому что летнее SAE 30 здесь предпочтительней. Непонятно, как синтетическое масло очищает двигатель. Вещества смывают всю грязь со смазанных деталей – это, в конце концов, моющие средства, которые в 5W-30 (наиболее часто используемые в двигателях грузовиков) добавляются к синтетике. В свою очередь, низкая вязкость масла облегчает проникновение и доставку средства в самые узкие промежутки. Использование минерального масла 5W-30 с такой же моющей добавкой дает эквивалентные очищающие эффекты (только, конечно, в значительно меньших количествах). По словам одной из маркетинговых публикаций, «синтетические масла не так легко связываются с кислородом, они более устойчивы к окислению или деградации».
Однако результаты испытаний на окисление DSC (дифференциальная сканирующая калориметрия) доказывают совершенно противоположное – минеральные масла оказываются лучше, чем чистые (без каких-либо добавок) базовые синтетические масла PAO. Ученые объясняют это наличием природных антиоксидантов в минеральном масле, сохранившихся, несмотря на процесс переработки. Для химика это неудивительно, и если вы знакомы со структурой, содержащей много третичных атомов углерода, которые очень чувствительны к сочетанию с кислородом. Только после добавления термостабильного антиоксиданта можно получить действительно ценное, стойкое к окислению и высокотемпературное синтетическое базовое масло.
Объективные преимущества минерального базового масла получают путем дистилляции сырой нефти, происходящей из различных источников. Нефть из Венесуэлы имеет совершенно иной химический состав, чем нефть из Персидского залива, Северного моря или России. Результатом этого являются базовые масла, содержащие различные углеводороды и, следовательно, имеющие разные свойства. Повторяющееся качество может быть достигнуто только путем переработки по той же технологии масла из одного источника. Синтетика – это масла, которые не встречаются в природе. Они получаются в процессе синтеза из различных сырьевых материалов, таких как нефть или природный газ. Затем этилен, полученный из сырой нефти, полимеризуют в так называемые полиальфаолефины. Из этого масла также можно отделить высокомолекулярные парафины или воск (слабый воск) и подвергнуть их процессу каталитического гидрокрекинга (например, разрезание цепей требуемой длины) и гидроизомеризации для получения наиболее выгодных структур синтетических углеводородов.
________________
На правах рекламы