Развитие индивидуальных маскировочных средств бойца началось с формы цвета «хаки», впервые примененной в британской армии. С развитием науки и военного дела на форме стали появляться пятна, имитирующие лесной или травяной покров. Одной из последних, на данный момент, форм камуфляжа и рюкзака для оружия является пиксельный или цифровой камуфляж.
Пиксельный камуфляж был разработан еще в 60-х годах прошлого столетия в США. Тогда он более походил на отечественный камуфляж «березка», нежели на современные образцы цифрового камуфляжа. Однако, в ходе эксплуатации опытной партии этих камуфляжных костюмов, военным руководством США была признана их неэффективность, и проект был отложен до 90-х годов.
В СССР также велись свои работы над цифровым камуфляжем. Еще в 1944 был разработан ранний вариант камуфляжа «березка». Тогда еще не имелось никакого представления о пиксельном камуфляже, но определенные идеи о маскировке уже были. Итогом этого явилось нечто среднее между стандартным и пиксельным камуфляжем. К сожалению, из-за ограниченных технологических возможностей советской текстильной промышленности во время Великой Отечественной Войны, в массовое производство этот камуфляж не пошел, замененный на менее эффективную, но более простую в производстве «амебу».
В 90-х г. в США были возобновлены работы над пиксельным камуфляжем. Его разработка осуществлялась с помощью компьютеров, подбиравших наиболее оптимальное расположение пикселей. Следом за ними, разработки этого вида камуфляжа начались и России, который в 2008 г. начал поступать на вооружение ее армии.
Принцип действия пиксельного камуфляжа
При взгляде на пиксельный камуфляж, возникает впечатление, что смотришьна сверх всякой меры увеличенную фотографию на компьютере. Он состоит не из ровных линий, а из мелких квадратиков-пикселей различных цветов, усеявших военную форму.
В отличие от стандартного камуфляжа, который призван маскировать все тело целиком, пиксельный камуфляж как бы «разбивает» тело на несколько частей, каждая из которых отдельно сливается с местностью. За счет этого эффекта, существенно улучшается качество маскировки бойца не только в неподвижном положении, но и в движении, когда его силуэт «смазывается» в размытое пятно.
Однако, недостатком этого, казалось бы, сверхэффективного камуфляжа является необходимость точного подбора его расцветки под место боевых действий. Если крупное пятно стандартного камуфляжа, при взгляде на него издалека имеет шансы «встроиться» в окружающую его местность, то цифровой камуфляж будет представлять собой странное размытое пятно, достаточно четко выделяющееся на окружающем фоне.